Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Список научно-методической литературы

Список научно-методической литературы,

рекомендуемой в рамках

ресурсного центра по профориентации

«Образовательное путешествие в мир профессий»

 

 

Описание научных теорий и разработок

Проблема профессионального самоопределения обучающихся и психолого-педагогического сопровождения этого процесса рассматривается в трудах современных ученых (Н.Л. Коноваловой, Е.В. Руденского, А.П. Сманцера, Л.Г Субботиной, С.Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой и др.) как система профессиональной деятельности педагогического коллектива, направленная на создание условий для успешного обучения и развития личности и как основа взаимодействия субъектов воспитания и обучения при решении проблем, связанных с процессом образования

В основе разработки модели формирования профессионального самоопределения обучающихся лежит технология образовательного путешествия, концептульными положениями которой являются:

культурно-антропологические теории, базирующиеся на универсальном знании о человеке и законах развития культуры;

современные философские представления о методах познания, приобщения к культуре, социальной адаптации в ситуации неопределенности общественного развития;

теоретико-методологические основы современных педагогических концепций, рассматривающих философско-концептуальные, социокультурные, психолого-педагогические аспекты совершенствования образовательного процесса;

психолого-педагогические теории, разрабатывающие представления о личности как о субъекте образовательного процесса, идеи развития личности, связанные со становлением субъективного опыта человека, концепции развивающего обучения;

культурологические исследования, обосновывающие целостность и единство культурного пространства и его восприятие как единой системы; разрабатывающие и исследующие семиотические модели пространства культуры, их структурные элементы.

Теоретические основы модели формирования профессионального самоопределения учащихся представлены в работах В.И. Блинова,Н.И. Запрудского, Е.А. Климова, H.A. Лупановой, И.С. Сергеева, Н.С. Пряжникова и др.; фундаментальных теоретических исследованиях по обеспечению психолого-педагогических условий для активного включения каждого учащегося в проектную и исследовательскую деятельность, познанию в сотрудничестве (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, К. Денек, В.К. Дьяченко, Н.И. Запрудский, В.Т. Кабуш, C. Кон,Т.А. Лопатик, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.В. Позняков, М. Рендон, В. В. Репкин, В.В. Рубцов, Т.М. Савельева, В.В. Сериков, М. Фуко, А.В. Хуторской, В.А. Шаповалов, И.С. Якиманская и др.).

Обоснованием содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения личности являются следующие методологические положения:

осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения);

ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;

общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты;

определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;

информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства;

представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив;

наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения;

начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [22].

В основе характеристики профессионального самоопределения и качества профессиональных планов подростка лежит «восьмиугольник основных факторов выбора профессии Е.А.Климова» [8]:

учёт своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы);

способностей, внешних и внутренних возможностей;

престижности выбираемой профессии;

информированности о ней;

позиции родителей;

позиции одноклассников, друзей и сверстников;

потребностей производства («рынка»);

наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективы.

Образовательное путешествие, направленное на познание мира профессий, может стать эффективным средством профессионального самоопределения учащихся.

Апробация

В Республике Беларусь направления работы учреждений образования по формированию профессионального самоопределения учащихся определяют следующие нормативные правовые акты, приказы и инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь:

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь: [утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23];

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82];

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 25 «Об утверждении Государственной программы "Образование и молодежная политика" на 2016–2020 годы»;

программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9];

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 19.01.2017 № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»;

республиканская программа мероприятий по проведению в Республике Беларусь 2018 – 2020 годов под знаком Года малой родины (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2018 г. № 547. // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. Дата доступа 03.01. 2019;

о проведении информационных и классных часов. Приложение 1 к Инструктивно-методическому письму «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by   – Дата доступа 03.01.2019;

методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день (Министерство образования Республики Беларусь).

На основе данных документов в стране сложилась определённая система профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования (создание профильных классов, проведение профессиональных проб, организация мультипрофильного обучения, тематические информационные и классные часы, факультативные и стимулирующие занятия, экскурсии на предприятия и др.). В предлагаемой модели формирования профессионального самоопределения учащихся учитывается накопленный эффективный опыт работы и расширяются возможности погружения в ту или иную профессию в процессе реализации индивидуальных образовательных программ учащихся с учётом их образовательных потребностей и потенциальных возможностей посредством технологии образовательного путешествия.

Апробация технологии образовательного путешествия как модели построения индивидуального образовательного маршрута для достижения метапредметных и личностных результатов, жизненного самоопределения прошла во многих учреждениях образования Российской Федерации под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалёвой (г.Новосибирск – авторская школа «НООГЕН», г. Чайковский Пермского края – Лицей «Синтон», г. Санкт-Петербург – Центр культурно-образовательных инициатив «Среда», ГБОУ Школа № 947, МОУ «Приозерная средняя общеобразовательная школа», а также в Польше – «Дидактическая тропа» и США: «Приключенческая школа Watershed Scool» и «THINK Global»).

Экспериментальной базой исследования образовательного путешествия как педагогического метода (Е.Н. Коробкова) стали Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, специализированные культурно-образовательные центры Санкт-Петербурга (Центр культурно-образовательных инициатив «Среда», Некоммерческое партнерство «Проект «Культура»), образовательные учреждения различного типа (дошкольные образовательные учреждения, школы, гимназии, лицеи, учреждения дополнительного образования). На протяжении десяти лет в эксперименте приняли участие 78 учреждений образования различных регионов России (Екатеринбурга, Ижевска, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска), более семи тысяч учащихся 1–11-х классов и восьмисот педагогов [24].

Сущность, методика, ход и результаты исследования излагались на международных научных и научно-практических конференциях: «Историческое и культурное наследие Петербурга в системе воспитания юных петербуржцев» (СПб., 2000); «Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды» (СПб., 2001); «Содержание образования для XXI века» (СПб., 2001); Актуальные проблемы школьного краеведения в рамках федеральной программы «Санкт-Петербург и Россия» (СПб., 2001); «Школа-музей – единое образовательное пространство» (СПб., 2001); «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве» (СПб., 2001); «Содержание образования: исторический и современный опыт» (СПб., 2002); «Воспитание петербуржца XXI века» (СПб., 2003).

Результаты данных исследований свидетельствуют о позитивном влиянии образовательных путешествий на процесс формирования метапредметных компетенций учащихся и их личностное развитие. Системное их использование в учреждении общего среднего образования изменит отношение учащихся к информации, к процессу познания, самообразованию и, как следствие, будет способствовать успешности учащихся в профессиональном самоопределении, а также при решении проблем в разнообразных жизненных ситуациях.

Рекомендуемая литература

  1. Арапова, А. В. Образовательные путешествия для развития учебной самостоятельности школьников [Электронный ресурс] / А. В. Арапова,
    Т. В. Никонова // Концепт. – 2017. – Т. 27. – С. 10-12. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/574003.htm. – Дата доступа: 04.12.2017.
  2. Атаханов, Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Р. Атаханов; под науч. ред. В. В. Давыдова. – М.; Рига: [б. и.], 2002. – 208 с.
  3. Гальперин, П. Я. Проба на внимание [Электронный ресурс] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая.– Режим доступа: http://imcluga.ru/proba-na-vnimanie-p-ya-galperin-i-s-l-kabylnickaya/. – Дата доступа: 20.02.2019.
  4. Глазунова, О. С. Метапредметный подход. Что это? [Электронный ресурс] / О. С. Глазунова // Учительская газета. – 2011. – № 9. – Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64. – Дата доступа: 4.12.2018.
  5. Гордеева, В. И. Развитие метапредметных действий при исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / В. И. Гордеева. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4042. – Дата доступа: 22.08.2018.
  6. Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. – М.: Нар.образование, 2001. – 493 с.
  7. Зак, А. З. Диагностика видов мышления у младших школьников /
    А. З. Зак: метод. рекомендации для учителей и практ. психологов. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 86 с.
  8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
  9. Ковалева, Т. М. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Электронный ресурс] /
    Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина. – Режим доступа: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65. – Дата доступа: 04.12.2018.
  10. Колмакова, В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс] /
    В. И. Колмакова. – Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html. – Дата доступа: 04.12.2018.
  11. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.]. – М : Федеральный институт развития образования. – М.: Перо, 2014. – 38 с.
  12. Коробкова, Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. Н. Коробова. – СПб., 2004. –18 с.
  13. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие /
    В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
  14. Лупанова, H. A. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория / Н. А. Лупанова // Изв. Пензенского госуд. пед. унив-та им. В.Г. Белинского. – Серия: Общественные науки. Пенза, 2011. – № 24. – С. 702-711.
  15. Набор методик для работы учителя и психолога с показателями развития учащихся / сост. А. Б. Воронцов // Нач. шк. — 1999. — № 7. — С. 77-87.
  16. Никонова, Т. В. «Образовательное путешествие» как инновационная технология профессиональной ориентации школьников / Т. В. Никонова, Г. А. Клюева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №10. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2018/186093.htm. – Дата доступа: 20.02.2019.
  17. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования / сост. С. Д. Шакура; под ред. Г. И. Николаенко. – Минск: АПО, 2010. – 224 с.
  18. Позняков, В. В. Моделирование метапредметных компетенций: инновационный ракурс / В. В. Позняков // Инновационное образование: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 дек. 2011 г. / редкол.: С. А. Аксючиц [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011. – С. 203-213.
  19. Пономарева, Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса / Т. В. Пономарева // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 792-795.
  20. Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие / Л. А. Головей
    [и др.]; под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2002. – 693 с.
  21. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под редакцией Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. – СПб. : Питер, 2001.
  22. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. – М.: Академия, 2007. – 503 с.
  23. Рубцов, В. В. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / В. В. Рубцов. – М., 2007.
  24. Савельева, Т. М. Диагностика и процесс психического развития / Т. М. Савельева // Теоретические проблемы развивающего образования: сб. ст.; науч. ред.
    Т. М. Савельева. – Минск: НИО, 2002. – С. 133-146.
  25. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара: Учеб. лит., 2004. – 80 с.
  26. Сманцер, А. П. Профессиональное саморазвитие как системное образование / А. П. Сманцер // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VII междунар. науч.-прак. конф., Москва, 17-18 апреля 2014 г. / РУДН ; науч. ред. В. Иказаренков. – М.: РУДН, 2014. – С. 289-293.
  27. Сманцер, А. П. Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов в процессе обучения в университете // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы VII междунар. науч. конф. / под ред. Л. В. Чепиковой; Смоленский государственный университет. – Смоленск: СмолГУ, 2018. – С. 79-87.
  28. Солдатенко, Ю. В. Использование технологии «образовательное путешествие» в дополнительном образовании детей / Ю. В. Солдатенко. – Электронное периодическое издание «Наукоград», 2015.
  29. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя /
    А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред.
    А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  30. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. – Дата доступа: 13.10.2018.
  31. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник / А. В. Хуторской. – СПб. : Питер бук, 2001. – 536 с.
  32. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. – М.: Интерпракс, 1994. – 156 с.
  33. Шакура, С. Д. Образовательное путешествие: формируем у учащихся метапредметные компетенции / С. Д. Шакура // Нар.асвета. – 2018. – № 8. – С. 11-14.
  34. Яровая, Е. А. О метапредметных компетенциях и их видах / Е. А. Яровая. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer40/126.pdf. – Дата доступа: 04.12.2018.
  35. Smantser Anatol. Pedagogical conditions of future teacher׳s personal and professional of future teacher self-development // Contemporary University Education / Association of the Professors from Slavonic Countries. Cofia, 2016. – P. 9-12.

Разделы сайта