Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии
с критериями и показателями реализации инновационного проекта
«Внедрение модели регионального образовательного кластера
как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям»
В процессе образовательного путешествия у учащихся формируются следующие метапредметные компетенции:
учебно-познавательные – совокупность умений учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств, общих схем решения поставленных задач;
проблемно-поисковые, обеспечивающие самостоятельную деятельность учащихся по решению возникающих проблем (умение видеть проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить теоретические и практические исследования, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить сообщения, презентации, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
информационные, включающие владение современными средствами информации и мультимедийными технологиями, понимание возможности их применения и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ; владение текстовой культурой (поиск, анализ и отбор актуальных информационных материалов из различных источников, их систематизация, определение ценности для процесса приобретения — передачи знаний);
регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебно-познавательной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самооценка, саморегуляция.
коммуникативные, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Владение метапредметными компетенциями позволит в дальнейшем более глубокому освоению выбранной профессии.
Важное значение в процессе реализации данного инновационного проекта придаётся также формированию и личностных качеств учащихся, таких как способность к критике и самокритике; умение управлять собственным поведением, обладание высоким уровнем регуляции своей деятельности, эмоциональной устойчивостью; умение контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и эффективно реагировать на изменение обстоятельств, принимать решения; владение навыками здоровьесбережения и самосохранного поведения; умение проявлять деликатность и тактичность; умение осуществлять осмысленный ценностный выбор; способность к рефлексивному контролю и адекватной самооценке.
Ожидаемые личностные результаты можно определить следующим образом:
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Таким образом, реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия» в учреждении общего среднего образования будет способствовать формированию у учащихся:
профессионального самоопределения;
метапредметных компетенций;
общего личностного развития.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Критерии
|
Показатели
|
Методики изучения
|
Единицы измерения
|
1. Профессиональное самоопределение учащихся
|
Уровень сформированности профессионального самоопределения учащихся
|
1. Анкетирование.
2. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова).
3. Опросник по построению личной профессиональной перспективы Н. С. Пряжникова [22].
4 Методика Э.Шейна «Карьерные ориентации» [21].
|
Положительная динамика в %
|
2.Метапредметные компетенции учащихся
|
Уровень сформированности учебно-познавательных компетенций
|
1. Карта наблюдений.
2. Диагностика учебно-познавательного интереса (А.Б. Воронцов [15]).
3. Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой [29]).
4. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной [29]).
5. Методика дифференцирования типа мышления (Р. Атаханов[2]).
|
Положительная динамика в %
|
Уровень сформированности проблемно-поисковых компетенций
|
1. Карта наблюдений.
2. Диагностика сформированности умения учиться (А.Б. Воронцов [15]).
|
Уровень сформированности информационных компетенций
|
1. Карта наблюдений (А.И. Савенков [25]).
|
Уровень сформированности регулятивных компетенций
|
1. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая [3])
2. Карта наблюдений, хронокарты (А.Г. Асмолов [29]).
|
Уровень сформированности коммуникативных компетенций
|
1. Методика «Кто прав?» [29].
2.Задания: «Рукавички» (Г.А. Цукерман [32]), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» [32]), «Совместное рисование» [32]
|
3.Личностное развитие
|
Уровень личностного развития
|
1. Методики: «Кто я» (М. Кун [29]),
«Хороший ученик», «Незавершённая сказка»,
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю.Ксензовой [29]).
2. Опросник мотивации.
3. Анкета «Оцени поступок»
(А.Г Асмолов [29]).
4. Личностная позиция в учебной деятельности [29].
5. Изучение самооценки (методика Дембо-Рубинштейна в модификации М.Прихожан).
6. Методика «Когнитивная ориентация» (локус контроля).
7. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
|
Положительная динамика в %
|
4.Профессиональные компетенции педагогических работников
|
Уровень сформированности профессиональных компетентностей педагогов в области организации образовательного путешествия как способа формирования профессионального самоопределения учащихся
|
Анкетирование.
Беседы.
Аттестация.
|
Положительная динамика в %;
количество публикаций, выступлений и др.
|
5.Удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса
|
Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения.
Отношение педагогов, администрации, родителей (законных представителей) учащихся к нововведению
|
Анкетирование, опрос, внутренняя и внешняя экспертиза.
|
Положительная или стабильная динамика в %
|