Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.
Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:
ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);
осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;
ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;
ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.
Отмечается, что значительная часть подростков испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.
Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
знаниях о мире профессий;
знаниях о выбираемой конкретной профессии;
изучении своих интересов;
изучении своих способностей;
знании своих сильных и слабых качеств;
состоянии своего здоровья;
учёте материальных условий семьи;
учёте ситуации на рынке труда.
Необходимо:
Решить какой путь избрать после 11 класса: продолжать образование в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
социальный заказ, положение на рынке труда;
уровень материального обеспечения семьи;
возможности получения помощи в обучении;
условия оплаты труда в данной сфере;
местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»):
интересы, склонности;
успехи в учёбе и потенциальные способности;
свои сильные и слабые стороны;
состояние здоровья.
При выборе будущей профессии нужно:
Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.
Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей
Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные
действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать,
учиться, отдыхать.
Зависимость бывает химическая и нехимическая.
К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и
курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость,
токсикомания, лекарственная зависимость.
К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры
(гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная,
компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость.
Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм –
стремление во всем быть лучшим.
Курение табака следует считать самым распространенным из видов
зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы,
агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.
Привыкание к алкоголю происходит постепенно.
Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза
употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор,
нечувствительность к боли.
Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех
денежных средств.
Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных
последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:
1) к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,
2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и
пищеварения,
3) “падает” зрение,
4) появляются проблемы с лишним весом.
5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на
детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным,
неуправляемым.
II. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие
перемены в поведение подростка:
ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или
игры на компьютере;
по 6-10 часов проводит за компьютером;
у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы
или игры на компьютере;
пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу
проведения большего количества времени за компьютером;
ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть
за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным
предметам;
во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами
игры так, будто они реальны;
становится более агрессивным;
трудно встает по утрам; большую часть времени находится в
подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только
когда садиться за компьютер.
III. Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму
негативное воздействие компьютера на ребёнка:
1. Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы
увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не
рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста
можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет
можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12
лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при
условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между
ними будет перерыв в 1,5 часа).
2. Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером
детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также
любыми развивающими играми для детей.
3. Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры.
Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки,
помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами.
Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только
увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить
малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в
выбранном увлечении.
4. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение
не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить
онлайн- друзья.
5. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает
больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы
заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся
выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы
могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно
разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную
плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
6. Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум
свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры,
наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь
превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы
интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что
показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!
7. Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители.
Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги
вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной,
чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, -
гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям
справиться с телеманией, - это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если
родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно
уходит на второй план.
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни
В настоящее время актуальным для нашего общества являются проблемы, вызываемые нестабильностью и неблагополучием семьи. Ежегодный рост количества разводов, значительная часть которых совершается в фазе адаптации супругов друг к другу, увеличение внебрачной рождаемости, отказ от детей, катастрофическое снижение рождаемости привели к возникновению нравственных и демографических проблем в нашей стране. Одним из путей решения данных проблем является подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям, а в частности социально-педагогическая подготовка юношества к семейной жизни.
Подготовка юношества к семейной жизни является важной проблемой воспитания. Система представлений о семье - важный фактор, определяющий характер отношений и эмоциональный климат семьи. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности девушек и юношей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Брак и семья в представлении молодых людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Но, с точки зрения формирования личности, существенным моментом социально-педагогической и психологической готовности молодого человека к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий в системе брачно-семейных отношений.
Многогранные социальные роли супруга и супруги, отца и матери требуют большого круга знаний, сложной совокупности умений и навыков. Вот почему подготовка подрастающего поколения к вступлению в брак является одним из важнейших компонентов воспитания, как в семье, так и в школе. Нарушения и упущения в данной системе подготовки личности к самостоятельной жизни являются одним из источников напряженности семейных отношений, обострения внутрисемейных противоречий, возникновения конфликтных ситуаций, неустойчивости связи в семье, ослабления стабильности брачного союза.
Таким образом, подготовка юношества к семейной жизни представляет собой формирование адекватных представлений о семье и браке, и является серьезной общегосударственной проблемой.
В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит семье. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни; ее воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного психического развития, семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, интересы, потребности, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской семьи определяет во многом процесс личностного самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни.
В первую очередь для раскрытия содержания данного параграфа рассмотрим и сравним определения понятия «семья» различных исследователей.
По мнению Гурова, семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой социальной группы - ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее положение и статус в значительной мере обеспечивают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место
Тема 4. Экзамены – это всегда стресс.
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).
Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период
Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
3. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
4. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
5. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
6. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.
7. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
8. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал.
9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.
11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросов хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
12. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.
Накануне экзамена
1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать.
раскрыть » / « свернуть