Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Выбор профессии

Как правильно выбрать профессию
Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.
Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?
Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.
Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Мир профессий огромен и насчитывает около 40 тысяч и ежегодно появляется около 500 новых.
Есть несколько классификаций профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда. По этому принципу профессии делятся на 5 групп:
Ч – Ч труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. В процессе труда люди взаимодействуют между собой (учитель, врач, продавец…).
Требования к профессиям Ч – Ч: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях, терпение.
Ч – Т предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.
Ч – П деятельность человека связана с природой, человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами (микробиолог, цветовод, ветеринар…).
Ч – З объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики… (экономист, секретарь-референт, бухгалтер…)
Ч – Х труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актерской деятельностью (музыкант, артист, журналист, художник…)
Условия выбора профессии
Хочу           Могу           Надо
Сфера «хочу» – интересы, стремления.
Сфера «могу» – способности, особенности характера.
Сфера «надо» – условия рынка труда, потребность в специалистах.
Итак, при выборе профессии нужно:
  • знать как можно больше профессий;
  • определиться в своих интересах;
  • знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;
  • оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;
  • знать региональную структуру потребности в кадрах.
Возможные затруднения при выборе профессии:
  • слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом профессий;
  • неумение оценить свои возможности;
  • отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;
  • отсутствие интереса к какой бы то ни было деятельности.
 
Если у вас есть трудности в выборе профессии, можете предпринять некоторые шаги для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению:
1.      Познакомиться со справочником «Поступающих в ВУЗы»;
2.      Получить индивидуальную консультацию у психолога;
3.      В процессе индивидуальной профконсультации оценить интересы, склонности и т.д.
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
1.      Выбор профессии «за компанию».
2.      Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
3.      Увлечение только внешней стороной профессии.
4.      Перенос отношения к человеку – представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
5.      Устаревшие представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
6.      Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий. (Если вам интересна литература, то следует подумать, какую профессию выбрать. Это может быть и учитель литературы, библиотекарь, литературовед и т.д.).
7.      Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.
8.      Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
9.      Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы

1.      Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.
2.      Математика. Математика и её специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Смежные области физики, химии, биологии. Научная работа и преподавание.
3.      Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология.
4.      Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.
5.      Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.
6.      География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Внешнеэкономическая деятельность. Научная работа и преподавание.
7.      История. История и её специализация. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.
8.      Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.
9.      Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Реклама. Полиграфия.
10.Хореография. Исполнители. Преподаватели.
11.Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Спортивная медицина. Туризм.
Классификация профессий
Человек – человек
Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.
Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.
Человек – техника
Предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.
Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер-строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.
Человек – природа
Деятельность человека связана с природой. Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.
Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
Человек – знаковая система
Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.
Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.
Человек – художественный образ
Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.
Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.
Требования профессии к человеку
Профессии типа «человек – техника»
  • Нужна высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.
Профессии типа «человек – человек».
  • Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.
Важные качества:
  • устойчивое, хорошее настроение в процессе с людьми;
  • потребность в общении;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроения людей;
  • умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;
  • хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;
  • умение находить общий язык с разными людьми;
  • терпение;
  • хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области.
Профессии типа «человек – природа».
  • любовь к природе;
  • дальновидность, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда;
  • инициатива;
  • самостоятельность в решении конкретных трудовых задач;
  • творческое мышление.
Профессии типа «человек – знаковая система».
  • хорошо развито абстрактное мышление;
  • воссоздающее воображение;
  • сосредоточенность;
  • устойчивость внимания;
  • усидчивость.
Профессии типа «человек – художественный образ»
  • наличие способности к искусствам;
  • творческое воображение;
  • образное мышление;
  • трудолюбие.

Разделы сайта